Алмазный канат для резки камня
Алмазные канаты для резки камня.
Добрый день работникам сферы камнеобработки.
Сегодня актуальная для многих тема резки камня алмазным канатом.
В этой статье разберем что такое алмазный канат, какие виды бывают и какие рекомендации необходимо применить для правильной работы с этим видом режущего инструмента.
Для начала давайте разберемся из чего состоит алмазный канат.
Конструкция данного типа инструмента состоит из несущего многожильного стального троса, на котором с помощью резьбового соединения закреплены алмазные перлины, которые и являются режущей частью, как сегменты на корпусе диска. Для дополнительной фиксации перлин и защиты троса используется армирующая пружина и защитное покрытие из пластика или резины, в зависимости от типа каната. Армирующие пружины используются в основном в канатах по железобетону, так как материал менее однородный чем натуральный камень. Алмазная перлина состоит из несущего стального элемента с закрепленным на него алмазным кольцом в спечном исполнении или на гальванической связке.
Выбор связки зависит от выбора породы камня, который предстоит обрабатывать. На обоих концах алмазного каната закрепляются соединители для последующего обжима каната в единое целое. Все это вместе составляет гибкий и очень эффективный режущий инструмент, который устанавливается на канатную машину. Конструкций таких машин в наше время великое множество, от небольших канатных лобзиков до карьерных установок для добычи блоков камня непосредственно на месторождении.
Алмазный канат можно разделить на несколько основных групп:
-
Канат алмазный, толщиной 8,8 мм для канатных лобзиков
-
Канат алмазный, толщиной 11 мм тип C, W, G для стационарных установок
-
Канат алмазный, толщиной 11-11,4 мм тип Q, T для карьерных машин
-
Канат алмазный, толщиной 8,2-8,8 мм тип Multi для мульти-канатных установок
Почти все типы канатов выполнены в пластике. Исключением является карьерные канаты Q114 и T-20, выполненные в резине. Каждый тип каната подбирается с учетом характеристик обрабатываемого материала, оборудования и режимов работы.
Что нужно сделать перед установкой алмазного каната на канатную машину?
Для начала производим обрезку каната с помощью специальных ножниц и тщательно зачищаем концы троса от защитного покрытия. Для максимально прочного соединения необходимо учесть, что расстояние между перлиной и концом каната после обрезки должно быть не менее 15мм.
Далее распределим перлины каната равномерно по всей длине с помощью с помощью метода закрутки. Для этого обычно два человека полностью растягивают канат и один из них начинает вращать канат против часовой стрелки, делая полтора оборота на один погонный метр. При этом нужно избежать заломов и лишнего перекручивания каната.
После правильно закрутки каната производим соединение его концов, которые мы предварительно зачистили от остатков защитного слоя. Для этого используется обжим для каната. Метод правильного соединения смотрите на представленной на схеме:
Наш канат готов к работе, но перед установкой необходимо проверить надежность крепления каменного блока и произвести проверку станка.
Каменный блок должен быть максимально надежно закреплен. В цеховом варианте лучше всего установить блок на бетонное основание и дополнительно зафиксировать его быстро схватывающимся цементом.
Для проверки работоспособности станка необходимо осмотреть оба основных колеса, подшипник маховика, резиновые прокладки, систему натяжения каната и подъемный механизм. Так же необходимо проверить смазку всех деталей станка.
Устанавливая канат на машину нужно убедиться, что направление каната совпадает с направлением вращения колес станка и вращение каната правильное. Для этого существует так называемый «метод прищепки». Закрепляем прищепку на одной верхней или нижней части каната и крутим ведущее колесо в направлении реза пока канат не прокрутится несколько раз, при этом смотрим на направление вращения каната и сколько витков она сделала прищепка. Затем проделываем то же самое на противоположной части каната, вращая колесо такое же количество раз. Нижняя часть каната должна проворачиваться немного больше чем верхняя чтобы компенсировать меньшее вращение в зоне реза в процессе распиловки камня. Правильное вращение каната должны быть проверено два раза: с установленными направляющими шкивами на входе и выходе блока и без них. Полученные значения не должны меняться.
Для визуального определения направления можно посмотреть на витки троса под защитной оболочкой, они должны перемещаться во время реза по правилу «правой руки».
При запуске канатной машины обязательно проверьте биение ведущего и ведомого маховых колес, а также вибрацию каната. Это важный момент, так как неправильная установка маховика и направляющих роликов приведет к повреждению каменной плиты и самого каната.
Говоря о натяжении каната мы рекомендуем натяжение в 500кг на натяжном колесе. Низкое натяжение может привести к дополнительным вибрациям каната и большему износу футировки направляющих роликов и также может повлиять на качество поверхности каменной плиты.
Правильное охлаждение в процессе распиловки является одной из ключевых частей успеха. Расположения водных сопел для охлаждения можно посмотреть на схеме:
Сопла должны бить надежно зафиксированы в одном положении для избежания перегрева каната. На выходе из блока обязательно необходимо установить дополнительное водное сопло, чтобы очищать канат от шлама перед заходом на колесо станка. Объем подачи воды на практике определяется визуально. Для этого необходимо во время регулировки охлаждения смотреть как выглядит водный поток на выходе из блока. В нормальных условиях это мутноватые брызги, а не цельная струя. Слишком сильное охлаждение может повлиять на вскрытие дальнейшего слоя алмазов в связке перлины, что в итоге сделает канат «замыленным», не способным пилить камень.
В продолжение этой статьи обсудим технологию и режимы канатной резки на стационарных установках в цеху и канатных машин для работы на карьерах. А также поговорим о правильной эксплуатации алмазного каната и решении проблем неверного использования.
С уважением, Команда Стоун Юнион